Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
2. Естественно-научная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
4. Финансовая грамотность
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный уровень.
Презентация проекта Функциональная грамотность
Региональный уровень
Реализация комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся
Приказ министерства образования Саратовской области от 19 сентября 2023 г. N 1641 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2023/2024учебный год"
Диагностические работы.
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
Родительское собрание «Функциональная грамотность в вопросах и ответах»
Материалы Института стратегии развития образования РАО
Министерство просвещения России информирует об открытии доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
-
формирование банка заданий;
-
формирование проектов тренировочных работ;
-
прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
-
проверку развернутых ответов экспертами;
-
накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.
В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
-
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru
-
Запись вебинара «Формирование и оценка функциональной грамотности»
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9) классы по направлениям: